К какому стилю интерьеров относится мебель Pacific Grееn: этническому, восточному, колониальному, японскому африканскому?
Чтобы
понять и разобраться соответствует ли стиль мебели Pacific Grin
этническому стилю. Следовало бы сначала разобраться в самом значении и
толковании такого узкого и специфического термина, как этнический стиль в интерьере.
Считается, что слово этнос происходитот греческого ethnos (ἔθνος).
Так древние греки обозначали другие народы, народности, племена, или
племенные группы, не относящиеся к грекам. В современном понятии - это
межпоколенная группа людей, объединённая общим происхождением, языком,
культурой и самосознанием, как правило, совместно проживающая на
определённой територии в течении очень длительного периода времени
(смены нескольких поколений, сотни лет и т.п.). Кстати, в руский речевой
оборот это слово ввёл С.М. Широкогоров, в 1923 году, а до этого времени
использовалось слово "народ", которое и до настоящего времени не
утратило своего значения.
Теперь о слове стиль.Оно
пришло к нам от французов, от слова style. Но, в свою очередь,
французское style происходит из латинского stilus, stylus, а по гречески
stylos (στόλος), означащего палочку для письма - инструмент написания
текстов на деревянных табличках, покрытых воском в виде остроконечного
стерженька из кости, или металла. Написание производилось путём
процарапывания воска. Удаляли написанное, или исправляли ошибки, также
бесхитростно - затирая текст тупой верхушкой этой палочки, которая могла
быть сделана лопаточкой, или даже шариком. От названия этого
инструмента и возникло отвлечённое понятие "стиль", вначале означающее
почерк, манеру письма писавших, затем манеру устной и письменной речи,
литературный слог, а позднее получившее несколько других значений. Вот
группы основных из них, используемые в современном русском языке: 1)
совокупность типичных черт и особенностей, художественных средств, и
приемов их использования в литературе, музыке, художественном искусстве и
архитектуре, характерная как для конкретного человека, так и для
группы, народа, или времени (эпохи). 2) совокупность характерных черт,
средств и приемов их использования присущая тем, или иным сфера
деятельности человека (кроме вышеобозначенных): хозяйственной,
политической, научной и т.п. 3) стиль языка, деловой переписки, манера
излагать свои мысли, способы изложения. 4) характерная совокупность черт
и приемов в поведении человека, при осуществлении какой-нибудь
деятельности.
Говоря обобщенно, стиль
- это совокупность характерных черт, или особенностей, единство приёмов
и средств, художественная или идейная общность, присущие как
определённой стране, народности, или территории, так и определенному
времени, направлению в языке, литературе, исскустве, архитектуре, иных
сферах деятельности человека, его поведения, так и конкретному человеку,
его образу жизни, поведения, одежде, жилищу и т.п. Тот или иной стиль,
например, интерьера - это гармоничная совокупность характерных его черт,
единство художественного решения.
Из изложенного выше вытекает, что этнический стиль ( этностиль )
интерьера - есть не что иное, как термин обозначающий принадлежность
того или иного стиля интерьеров к стилю определённого этноса, (народа,
народности, племени и т.п.) и сто, а не сам по себе стиль как таковой.
В современных источниках, размещенных, в том числе и в Интернете, выделяют следующие этническиестили интерьеров:
- восточный, который часто обозначают также общим понятием, хотя
это совершенно самостоятельные и в общем-то, независимые стили стран
Азии и Дальнего Востока, наиболее необычные и экзотические для российсих
граждан, а проще говоря обывателей. Это японский, китайский и индийский стили. Характерной чертой интерьеров в японском стиле является минимум мебели и других предметов интерьера (минимализм). Для японской эстетики характерен принцип: "все лишнее безобразно", поэтому основой японского интерьера является пустота, которая подчеркивает внутреннее изящество всего того, совсем немногого, что находится в доме. А
в доме у настоящего японца должно быть только самое необходое
из мебели, предметов интерьера и декора. Различные предметы
быта, домашней утвари, как правило спрятаны во встроенных шкафах. Японские интерьеры
просты, элегантны и функциональны. В традиционном японском доме внутри
нет стен, дом состоит не из комнат, а из «функциональных зон». Это тоже
одна из характерных особенностей японского стиля в интерьере. Японцы с помощью различных ширм, лёгких перегородок, или занавесей, которые свободно перемещаются внутри дома, легко и быстро изменяют и развивают его интерьер. Ширмы и перегородки
делают пространство дома или квартиры прозрачным и легким, а
переставляя их и конфигурируя всякий раз по-новому, можно изменять и
обновлять свой интерьер хоть ежедневно. Еще одной из характерных
особенностей японских интерьеров является наличие ниш в стенах,
которые выгодно подчеркивают лаконичность и красоту стен и потолка, а
также позволяют разместить различные мелкие предметы интерьера
(статуэтки, шкатулки, вазы и т.п.). Эти предметы должны быть не просто
красивыми, а быть неповторимыми, уникальными, пусть даже неповторимость,
уникальность и красота этих предметов понятна только их хозяевам. Еще одна принципиальная особенность японского стиля интерьеров - стремление к гармонии с природой, к естественнай красота жилища. Поэтому в японском интерьере преобладают теплые спокойные тона и природные материалы: дерево, бамбук, простой неровный кирпич, солома и рисовая бумага. А
для освещения характерен мягкий и рассеянный
свет, выделяющий немногочисленные предметы интерьера, подчеркивающий их
неповторимость, уникальность и значимость. Это и есть современный японский стиль в интерьере. Естественно, что и мебель в японском стиле изготавливается и устанавливается в домах на тех же базовых принципах, которые относятся к японским интерьерам в целом. Тот же минимализм, простота, элегантность и изящество. Японский стиль в интерьере отличается минимумом мебели. Поэтому и ассортимент мебели
у японцев крайне незначителен, а сама мебель достаточно низкая,
но функциональная. Часто вместо кровати у японцев в спальне используются
матрасы типа "футон", отличающиеся легкостью раскладывания и
убирающиеся на день в стенные шкафы, а также кровати и маты (типа, матрацы) татами.
Отсюда и практическое отсутствие на российском рынке поставщиков мебели
из Японии. Поставлять-то особенно нечего, хотя, конечно, при желании, в
Москве, Вы можете найти настоящее японское татами. Большинство же татами на российском мебельном рынке - это кровати и спальни, стилизованные под японский стиль интерьера, российского, итальянского, китайского и малазийского производства. Не
все всегда из массива дерева, не всегда низкие, скромные и простые, как
в Японии, а как правило наоборот, и без татами матов, при этом.
Настоящая кровать татами ( tatami )
изготавливается из массива дерева. Ведь, японцы знают, что только
дерево обладает способностью вбирать в себя (аккумулировать), а
потом излучать живительную энергию. Небольшая высота, скромность и
простота форм кроватей подчеркивают пространство спальни. Для
кроватей, как и для всей японской мебели характерны сдержанность и
однотонность светлых и темных цветов массива дерева, его гладкость
и нефактурность поверхностей. Японский интерьер, а соответственно и
кровати, комплектуются татами матами ( tatami floor mat
), изготовленными из прессованной рисовой соломы и обшитыми нитями из
пик травы, толщиной 5,5 см и размерами: 90х90 см, 80х180 см, 90х200 см.
Прессованная рисовая солома - это идеальный по своим экологическим и
практическим качествам материал. Что же касается интерьеров в японском стиле, то особенно в последние годы, популярность их растёт очень высокими темпани.
Практически любое архитектурное бюро, мастерская, или дизайн-студия с
огромным энтузиазмом возьмутся за создание интерьера ресторана,
магазина, частного дома, или квартиры, как единого целого, так и
отдельных помещений, в японском стиле. Достаточно обратится к уникальной
базе интерьеров сайта salon.ruжурнала SALON (САЛОН),
где представлены фото японских интерьеров, созданных как, у нас, в
России, так и за рубежом, коллекция которых регулярно
пополняется высокопрофессиональными работами известных архитекторов и
дизайнеров и Вы убедитесь в правоте этих слов.
В
отличие от Европы, в Китае, при неизменности нравов и
обычаев феодального строя в течение более 2000 лет, не было
последовательного развития и смены стилей интерьеров, а
присутствовала лишь философия мелочей, продуманного и эстетически
осмысленного, быта. Стиль интерьера жилищ китайцев достаточно сильно
отличается от стиля интерьеров от других народов Востока, так как на его
развитие оказало большое влияние размеренность уклада жизни и
философское отношение китайце ко всему с ними происходящему и их
окружающему. Интерьер жилых помещений у китайцев не менялся веками и
поэтому традиционная китайская мебель, а не современные копии с европейских аналогов, не отличается большим разнообразием. В отличие от аскетичной простоты японских интерьеров, китайские более
богатые и насыщенные, с более "полным"
использованием внутренних пространств помещений. Почему, здесь в начале
мы заводим разговор о китайской мебели, о не об интерьерах в китайском стиле? Потому, что одной из важнейшей характерных особенностей китайского стиля в интерьере, является то, что его основой является мебель. Как и многое другое, изготовление мебели в Китае, имеет тысячелетние традиции. Основной изготовления традиционной китайской мебели
с древних времен служил бамбук. Но также в глубь веков уходят
и традиции лаковой отделки мебели, ведь технология лакировки известна
китайцам более двух тысяч лет. Традиционная китайская мебель,
покрытая лаком, чаще всего отделывается золотом, или красным цветом по
черному фону, но встречается темно-коричневый и даже желтый цвета, или
их сочетания. Вариантов отделки лаком китайской мебели множество, они трудоемки и сложны. Необычна технология отделки мебели из Китая с резьбой арнаментов по слою лака. Интерьер в китайском стиле
подчинён, своим особым законам и для него характерным является
сдержанность и консерватизм, нежелательность прямых линий, острых углов,
четких многоугольных форм. Специфика жизненных условий в Китае повлияла
на создание собственного понимания организации интерьеров, жизненного
пространства, воплощением которого является философия ( учение ) фэн-шуй, зародившаяся более, чем 3000 лет назад. Фэн-шуй - это учение о взаимосвязи человека, жилища и окружающего его мира, вещей и явлений. Основываясь на фэн-шуй ( фэншуй
) китайцы выбирают место для строительства жилья, производят
планировку участков, организовывают интерьер дома, или квартиры. Фэн-шуй
учит тому, как наполнить пространство вокруг человека красотой и
гармонией, как развивать интуицию и осознать глубинное значение интерьра
своего дома. В китайском интерьере очень важно
придерживаться основных принципов фэн-шуй о расположении предметов
мебели, зеркал, дверей и окон. И конечно, же одной из главных
особенностей обустройства китайского жилища является переплетение
реального с мифологией, что как правило подчеркивается присутствием
древнего мифологическиго существа - китайского дракона. Популярность интерьеров в китайском стиле, как и в японском, в России очень высока. В портфолио большинства, как известных, так и менее известных, архитекторов, дизайнеров, декораторов, архитектурных бюро и дизайн-студий обязательно
найдутся работы, посвященные восточной тематике, в том числе и
китайской. Достаточно сослаться на вышеупомянутый SALON. В истинно китайском стиле, мебели
в Россию поставляется не так уж и много, но о ней нельзя сказать, что
её практически нет, как о японской. Посетите, например, салон "Mandarina house", в Москве
на ул. Неглинной, 2. Здесь предложат Вам уникальную, ручной
работы китайских мастеров, мебель, а также предметы интерьеров, Вы
получите великолепную возможность прикоснуться к древним традициям
Китая, оформить свои интерьеры в истинно китайском стиле. А, вот
современная мебель, практически всех стилей и направлений, производится в
огромных количествах. Многие китайские фабрики достигли очень серьёзных
успехов и обеспечивают качество производимой мебели не хуже
европейского. Да, к тому же многие итальянские, испанские, американские и
других развитых стран, перенесли свои производства в Китай. Отсюда и
высокая насыщенность российского рынка в этом сегменте, где давно и
успешно работает очень большое количество российских мебельных компаний.
Наиболее известными из них являются: Ред Эппл (эксклюзивный представитель на территории РФ брендов RedApple, Calamus Rotan, Spazio Bello, Landbond, Parigi и Marion), Эдем,
Идальго, ХАУС КИТ, ОРИМЭКС (Оримекс), Магмус, Ориенталь, Миллениум, МИК
( Мебель Малайзии и Китая ), Терминал, Мебелла, Домовой (компания из Белорусии) и ряд других.
Совершенно незаслуженно специалистами не выделяется индонезийский стиль. Конечно
в культуре Индонезии немало иностранного влияния, ведь колонизаторы,
миссионеры, купцы и торговцы привносили свои культуры, которые оказали
глубокое воздействие на стили архитектуры и интерьеры внутренних
помещений. При этом, наиболее сильным иностранным влияния было
индийское, но значительное влияние оказывалось и со стороны Китая,
арабов, а после XVIII-XIX веков и со строны европейской культуры;
- африканский, к
сожалению, во всяком случае, российскими декораторами, никак не
подразделяющийся на какие-либо разновидности или подвиды, хотя,
достаточно очевидно, что стиль интерьеров жителей пустынной части Африки
во многом не соответствует стилю жителей южной Африки;
- средимноземноморский,
как стиль сложившийся исторически и территориально из культур стран,
расположенных на териториях, примыкающих к Средиземному морю. Это:
Испания, Португалия, итальянская и французская Ривьера, Греция, Турция,
северЕгипта
и Марокко, Тунис, Алжир и другие. Опять же, в каждом из этих
государств, по сути, сложился свой национальный стиль. Возьмём, к
примеру Египет, ведь египетская культура одна из самых первых высокоразвитых культур мира и это позволяет нам говорить о развитом египетском стиле. Египетский стиль - это ведь прародитель почти всех последующих европейских стилей.
Как известно, все основные виды мебели: табуретки, стулья, скамейки,
кресла, троны, кровати, столы, подставки, ларцы и сундуки были
спроектированы египтянами. А
взять, ту же Италию, это вообще родина многих исторических стилей,
которые существуют и развиваются в настоящее время; и именно итальянцы
вносят самый большой вклад в стилевое развитие современных интерьеров;
- английский, которыйнекоторые наши декораторыещё называют колониальным,
дескать потому что Англия, владевшая многими огромными территориями
колоний "привносила в них свой стиль". Но это не так. Как раз наоборот.
Не вдаваясь в подробности, следует заметить, что английский стиль в интерьере - это стиль старой консервативной Англии, георгеанской и викторианской эпох, а соответственно и стилей;
- колониальный
- это не английский стиль, а стиль, который сформировался в эпоху
колонизации европейскими державами, и прежде всего Англией, Францией,
Голландией и другими европейскими странами Америки, Индии, Бирмы,
Вьетнама, Индонезии, Малайзии, Филиппин и других территорий. Осебенно
активно колониальный стиль в интерьере
развивался в колониях Азии и Востока. Именно модная восточная тематика и
привносилась в английские, франзузские и голландские интерьеры, как синтез европейской и восточных культур;
- скандинавский - как совершенно особый стиль интерьеров стран
Скандинавского полуострова - Швеции и Норвегии, а также связанных с
ними, как географически, так и исторически Дании и Финляндии, которые не
испытали влияния Римской империи и долго сохраняли родовой строй и
первобытное язычество;
- немецкий - по
сути дела стиль, характеризующий скорее стиль производства мебели, с
привнесением в существующие интерьерные стили характерных элементов
упрощения, немецкого рационализма и прагматизма, без особых декоративных
изысков и особенностей, но подчеркнуто высокой практичности и
надежности;
- французский - ... Если до нашей
эры первыми этностилями, интернационального масштаба были стили
египтян, шумеров и ассирийцев, а их элементы, в дальнейшем стали основой
для появления античного классицизма, то в более поздние времена
европейского развития первым стилем подобного рода и уровня стал стиль
французскай готики. Элементы французской готики, носившей в
себе изящество и шик, органично вплавились в другие этностили. Однако,
наиболее глубоко ими прониклась именно Франция, сделав готику праосновой
для французского стиля в целом. А взять стиль прованс, который вот уже
больше столетия покоряет всех своей самобытностью, изяществом простоты.
Это чисто национальный францезсский стиль, название которого и
происходит от названия французской провинции Прованс. Неповторимый стильпрованскихинтерьеров - вот ярчайший пример этностиля;
- арабский
- стиль интерьеров, основанный на обычаях и принципах жизненного уклада
и быта жителей арабских стран, традициях исламской культуры. Очень
часто арабский стиль называют ещё и мавританским, а также берберским или
марроканским (марракеш).
- русский
- самобытная, характерная именно для русских оригинальность трактовки
формы и отделки интерьеров, с выявлением своего национального характера и
колорита в изготовлении, как чисто национальных образцов мебели в
прошлом, так мебели исторически сложившихся европейских стилей;
- американский - стиль в интерьере, который, в отличие от английского, и есть разновидоность колониального стиля, так как он возник
в результате смешения разнообразных национальных традиций и культур,
занесенных на северо-американский континент со всех концов света
эмигрантами, ставшими основными жителями страны, с элементами культур
коренных жителей. Этот стиль со временем превратился в полноценный
своеобразный и оригинальный стиль. Изначально стиль интерьеров Нового
Света определяли вкусы и пристрастия эмигрантов, прибывших в Америку из
разных стран Европы. Сооружая дома и обустраивая их, англичане, фрацузы и
другие представители народав Европы придерживались традиций своих
национальных культур, поэтому в начале стали развиваться сразу несколько
стилей, каждый из которых вполне можно отнести к колониальному, затем
всё это "переплавилось" и приобрело единые черты американского колониального стиля;
- латино-американский - другая разновидность колониального стиля в интерьере,
основа которого культура Мексики и католических стран Латинской Америки
XVII-XIX вв. (Бразилия, Аргентина, Чили, Перу, Уругвай, Колумбия и
т.д.) и привнесение элементов культур индейцев в стили интерьеров
испанских и португальских завоевателей;
- кантри - стиль который часто ошибочно относят к этностилям. Но ведь английское слово country имеет два значения: страна и деревня, что и определяет особенности стиля кантри. Интерьер в стиле кантри, например, с чисто украинским колоритом, безусловно будет отличатся от интерьера английского дома в стиле кантри. Интерьер в стиле кантри - это обобщенный или собирательный образ деревенского (сельского) дома, а вот его «национальные особенности» каждый определяет по-своему. Что Вы захотите, то и будет: русская, или украинская изба, а может быть американское ранчо, или швейцарское шале и т.п. А вообще-то, все основные черты стиля кантри (простота, функциональность и отсутствие вычурности) можно успешно воспроизвести не только деревенском или загородном доме, на даче, в коттедже, но и в современной городской квартире.
И если теперь уже, вот под таким углом зрения, взглянуть на мебель и аксессуары, дизайна и производства Pacific Grееn, то к какому из этностилей их следует отнести: к колониальному (американскому, или латино-американскому), а может быть к восточным (японскому, или, например, китайскому), или африканскому? Соответствует ли эта мебель какому либо из этих этнических стилей?
Получается, что нет. Обратившись к каталогу компании, нельзя не
обратить внимания на то, что в каталоге присутствуют фото и
иллюстративные материалы, всязанные с жизнью и бытом индейцев, египтян,
южно-африканцев, папуасов и т.п. Что же выходит, что австралийский
дизайнер Брюс Довз скопировал мебель индейцев? Но ведь у индейцев, тем
более северо-американских, никогда не было такой мебели. Некоторые
архитекторы и дизайнеры определяют стиль Pacific Grееn как эклектику. Эклектика
- использование в интерьерах предметов и/или деталей из нескольких
стилей, смешанной стилистики или х комбинаций. Сочетание несочетаемого,
например классики и модерна или хай-тека. Можно в таком случае считать
Pacific Grееn эклектикой? Ни в коем случае. Другое мнение о стилистике Pacific Grееn заключается к отнесению её к стилю фьюжн.
Как известно, фьюжн переводится с английского как "сплав", а буквально -
"не имеющий границ" и подразумевает смешение разных стилей, или их
элементов. Это более тонкий, современный вариант переосмысления зклектики, выражающийся во взаимопроникновении культур, эпох, стилей. Если эклектика просто насыщает интерьер любыми предметами, и при этом, как правило обезличивает их, то фьюжн,
создаёт между разномастными предметами и элементами гармоничные связи, а
отделочные материалы, мебель, декоративные элементы соединяет в единое,
органично целое. Подходит это определение к Pacific Grееn? В какой-то
степени, да. Но если посмотреть на большинство изделий, в которых
элементы конструкций и дизайна, взяты не из мебели, а, например, из
технологии постройки каное (диваны и столы "Навайя" ( NAVAJO )), или на внешний вид диванов "Люксор" ( LUXOR ), напоминающих короны фараонов древнего Египта, то становится понятным, что это довольно условное отнесение к этому стилю.
Учитывая
то, что мебель и предметы интерьра Pacific Grееn создавались через
переосмысление разных этнических культур, через возврат к их истокам,
использование давно забытого, возрождение утраченных, и/или утрачиваемых
ремёсел, с использованием экологически чистых материалов, под призмой
философии защиты экологии окружающей нас природы, сохранения и
приумножения её богатств, без нанесения ущерба дикой природе, наверное,
возможно назвать стиль Pacific Grееn как этно-экологический стиль интерьера.
Pacific Grееn первая и пока единственная компания в мире, которая
начала использовать для изготовления мебели в промышленных маштабах
массив кокосовой пальмы, произрастающей на искуссственных плантациях,
без покрытия древесины красками и лаками. Идеи дизайна почерпнуты из
культур разных этносов, технология изготовления и использования изделий
направлена на обеспечение экологической чистоты жилища человека и
окружающей его природы, следовательно и стиль такой мебели и предметов интерьера заслуживает названия этно-экологический.