Различные области Латинской Америки внесли в большей или меньшей
степени свой вклад в развитие колониальной художественной культуры. Однако
как ни интересны произведения архитектуры и изобразительного искусства
Гватемалы, Кубы, Эквадора, Колумбии, Венесуэлы, все же выделяется
разнообразием и богатством памятников среди других областей Америки,
Мексика и соперничающи с ней лишь области Центральных Анд, представляющие второй основной культурный очаг Латинской Америки.
И это не случайно, ибо основанное здесь вице-королевство Перу,
включавшее до 1776 г. (то есть до образования вице-королевства Ла Платы)
территорию современной Боливии, возникло на месте уничтоженного
конкистадорами государства инков и в своей культуре несомненно сохранило
отдаленный отблеск этой древней великой цивилизации.
Если
в Мексике временем расцвета был 18 век, то в вице-королевстве Перу
расцвет относится к 17 столетию. Богатством и красотой памятников
славилась освованная Писарро в 1535 г. столица Перу Лима, крупный порт
на Тихом океане, куда свозились товары и предметы искусства из многих
стран мира. Но еще более значительным художественным центром был
расположенный высоко в Андах город Куско, древняя столица государства
инков. И по сей день Куско остался одним из самых удивительных городов
Америки. Исторические судьбы Перу нашли в его облике как бы наглядное
воплощение. Грандиозные руины инкских построек не только соседствуют
здесь с христианскими храмами и дворцами, но и служат подчас их
фундаментами. Узкие улочки пробиваются между рядами суровых крепостных
сооружений, и нередко их мощные каменные плиты оказываются основанием
самого заурядного жилого дома. По количеству католических церквей ни
один город Америки не может соперничать с Куско. Сложение своеобразных
особенностей архитектуры Куско относится к середине 17 столетия, когда
после землетрясения 1650 г. открывается как бы новая страница в истории
города, который начинает быстро и пышно обстраиваться новыми зданиями.
Расположенные на главной площади города - площади Оружия - кафедральный
собор (фасад 1651-1654) и церковь Иезуитского братства, так называемая
Компания (1651 - 1668), принадлежат к самым значительным сооружениям
этого периода. Прообразом кафедрального собора в Куско послужил
построенный в Испании храм Сан Мигель де лос Рейос в Валенсии (17 в.).
Широкий, обладающий массивными пропорциями и простотой очертаний, фасад
собора в Куско с его тяжелой каменной кладкой и крепкими угловыми
башнями создает впечатление пластически законченного архитектурного
образа, по сравнению с которым испанская постройка кажется сухой и
академичной. Особенно это различие заметно в решении центрального
портала, который в перуанском соборе увенчан трехлопастным фронтоном и
построен на сложном сочетании динамических форм, создающих эффектные
контрасты света и тени. Подобные, хотя и видоизмененные формы фасада
отличают и церковь Компании, величественного и зрелого архитектурного
памятника. Здесь особенно интересны очертания башен, которые в плане
представляют квадрат с вписанным восьмиугольником, а также овальные
формы их окон. Многочисленные культовые сооружения Куско 17 в. варьируют
этот сложившийся тип храма, который оказал воздействие и на развитие
архитектуры Лимы, где в свою очередь церкви приобрели большую пышность и
сложность форм. Не случайно, что дальнейшая эволюция зодчества Лимы в
18 столетии характеризуется нарастанием декоративности.
Среди
светских построек Перу следует упомянуть созданный в столице дворец
Торре Тагле (1735; ныне Министерство иностранных дел). И здесь снова
повторяется излюбленный мотив сложного, выступающего над антаблементом
фронтона, а всему зданию присуща массивность и простота очертаний.
Оригинальны крупные, закрытые деревянными решетками террасы второго
этажа, характерные для многих жилых построек Перу.
Параллельно
с архитектурой этих двух городов, которую, как и в Мексике, также можно
условно назвать «стилем столицы», в горных центрах Перу и Боливии,
таких, как Арекипа, Кахамарка, Пуно, Лампа, Потоси, и в маленьких
селениях, расположенных у высокогорного озера Титикака, формировался
своеобразный стиль, в котором, по существу, преобладали традиции
индейского искусства. Не случайно поэтому фасады церквей Арекипы
напоминают узорчатую народную вышивку, а портал боливийской церкви Сан
Лоренсо в Потоси (1728-1744)-деревянную резьбу. Этот нарядный и очень
красивый портал - пожалуй, самый оригинальный в Америке и самый
выразительный по степени проникновения в колониальную архитектуру и
пластику фольклорных индейских представлений. Портал состоит из арки,
опирающейся на тонкие спиралевидные колонки, которые оканчиваются
необычными кариатидами - фигурами индейцев. Все здесь фантастично и
полно наивной прелести: фигуры христианских святых, напоминающие
индейских военачальников (например, статуя архангела Михаила в глубокой
нише), символические изображения звезд, солнца и луны и уж совсем
неожиданные для христианского храма персонажи - обнаженные наяды,
играющие на гитарах.
На
культуру Перу несомненно оказало огромное влияние индейское наследие, а
также древняя цивилизация инков, живших на перуанской земле до
завоевания ее испанцами. Наследие высокоразвитой цивилизации инков можно
видеть не только в многочисленных археологических памятниках и
находках, которые хранятся в музеях Лимы, но и в современном народном
творчестве жителей столицы Перу. Здания колониального периода
представляют собой смешение испанского и индейского стилей, сочетание
которых перуанцы назвали креольским стилем.
Суть
креольского стиля в мебели: кресла с изящным овалом, декоративные
панели, небольшие статуэтки, керамические вазы с экзотическими цветами.
Перуанские
мотивы вдохновляют и современных дизайнеров мебели. Так дизайнерами
Pacific Ggreen ( Пасифик Грин ) создана целая коллекция мебели по
перуанским мотивам, которая называется LIMA ( Лима )
ХОТИТЕ ПОЛУЧИТЬ БОЛЬШЕ ИНФОРМАЦИИ? заполните форму и мы с вами свяжемся
Заполните форму обратной связи и мы Вам обязательно ответим в самое ближайшее время.