После однообразных
и унылых интерьеров советской эпохи, в современной российской
дейчтвительности популярны все, существующие в настоящее время, стили,
без исключения. Среди всего этого многообразия стилей особое место
занимает колониальный стиль.
Даже
не специалистам известно, что как такового единого колониального стиля
не существовало и не существует. Под этим понятием сегодня подразумевают совокупность европейских стилей в интерьере, обогащенных традициями национальных культур завоеванных колоний. Само
определение колониального стиля происходит от латинского слова colonus -
колон, так в эпоху поздней Римской империи назывались поселенцы,
арендаторы земли обычно на окраинах империи, в многочисленных римских
провинциях.
Колониальный
стиль в интерьере возник в эпоху европейских морских экспедиций,
открытия Вест-Индии (двух американских континентов), морского пути в
Индию и Юго-восточную Азию. В это время ведущие европейские державы,
сначала Испания, Португалия и Голландия, а затем Британия и Франция
начали активно расширять свои собственные владения за счет присоединения
новых территорий, умело и безжалостно воспользовавшись своим
технологическим превосходством над туземцами.
Эта эпоха, названная в советской историографии "Эпохой великих
географических открытий", характеризовалась взаимопроникновением
казалось бы разных культур: европейцы принесли на завоеванные
американские, азиатские и африканские территории свою культуру, а у
местного населения позаимствовали некоторые особенности их образа
жизни, устройства жилищ и их внутреннего убранства, отделочными
материалами и техникой. Условно можно выделить два направления в
колониальном стиле: подлинные антикварные предметы и предметы,
стилизованные под этническую экзотику. Первые требуют особенно
тщательного к себе отношения и подчиняют весь интерьер. Вторые
предоставляют больше творческой свободы, тем более что современные
магазины предлагают самые разнообразные атрибуты. Колониальный интерьер
тем и интересен, что не подчиняется жестким канонам и допускает
смешение разнородных предметов. Но здесь есть опасность самодеятельного
искусства в комичном, измельченном варианте, поэтому оформление
интерьера требует хорошего вкуса.
Для
воплощения колониального стиля предпочтительна свободная,
ориентированная вокруг гостиной планировка. Насыщенное воздухом
свободное пространство разделяется на зоны условно: с помощью разных
уровней пола или потолка, плетеных ширм, раздвижных перегородок, экранов
из ткани, колонн или свободно свисающих занавесей. Отделка поверхностей
может быть самой лаконичной - белые или светло-кремовые стены, причем
их иногда не красят, ограничиваясь грунтом. Можно также использовать
фактурное покрытие, имитирующее природный материал и при высыхании
напоминающее слегка потрескавшуюся глину или камень. Пол зачастую
выкладывают керамической плиткой под камень или застилают циновками.
Современные циновки из прессованного и полированного бамбука очень
живописны, не боятся влаги, ими можно декорировать не только полы, но и
стены. Пол можно покрыть выбеленными, будто долго побывавшими под
солнцем, досками.. И, конечно, ковер ручной работы. Для спасения от
палящего зноя в тропическом климате используются ставни, в нашем же
случае можно сделать их имитацию. Поскольку плетенка в любом проявлении
- неотъемлемая часть стиля, используйте тонкие деревянные решетки или
любые плетеные полотна, которые по краю оформляются в деревянную раму.
Раму повесьте на окно или закройте ею батарею, сделайте из нескольких
рам ширму или подвесьте на струне к потолку - получится мобильная
перегородка. Ставни сейчас являются изыском и пикантной особенностью
интерьера, заметьте, не экстерьера, иногда их применяют снаружи для
охраны дома в отсутствие хозяев.Окна от яркого света можно закрыть
бамбуковыми жалюзи. При создании колониальных интерьеров вообще следует
использовать природные материалы - дерево, глину, бронзу, кожу,
керамику. Цветовая гамма тоже должна соответствовать природным
оттенкам: охра, золото, терракота, цвет состаренного дерева, оливковый.
Ширмы остаются одной из наиболее экзотических форм мебели. Сейчас
многие с удовольствием открывают для себя их уникальные возможности -
мгновенно создавать атмосферу уединения. Инкрустированные натуральными
камнями и отделанные лаком - из Китая; расписанные вручную
натуральными красками, изготовленные из тика и украшенные щедрой резьбой
- из Индии. Часто их не полируют, чтобы подчеркнуть естественную
красоту дерева, тогда ширма напоминает кашмирскую шаль. Другой вариант -
ширма из полированного темного дерева с более умеренной резьбой,
оформленная полосой более крупного рисунка или вставками из металла в
виде стилизованного солнца или цветка. Ширмы станут не только
эстетическим, но потрясающим функциональным дополнением для спальной или
ванной комнаты.
Мебель,
соответствующая стилю, имеет, как правило, простые, лаконичные формы. В
основном она выполнена из обработанного вручную дерева, потемневшего и
потрескавшегося от времени, или сплетена из ротанга, бамбука, даже
тростника. Много плетеных деталей - это еще одна примета колониального
стиля, когда даже в отделке деревянной мебели используются искусно
сплетенные вставки. Но как дань европейскому стремлению к комфорту,
плетеная мебель имеет мягкие подушки со сменными чехлами. Обтягивающая
их ткань обычно цвета натурального небеленого полотна или покрыта
крупным растительным рисунком.
Колонизаторы
строили на завоеванных территориях новые города с европейской
архитектурой, католические соборы, корабельные порты и крепости. А
поскольку территориями надо было управлять, в новых землях появились
целые европейские поселения, быт которых представлял собой смесь
привычных европейских правил и местных традиций. В первую очередь это
коснулось архитектуры жилых строений и их внутреннего убранства.
Процесс
колонизации Африки, Азии и Латинской Америки приблизился к своему
завершению в конце XIX века. И примерно тогда же становится популярным
иметь в европейском доме некоторое количество экзотических предметов,
вывезенных из тропических стран.
Значительную
лепту в популяризацию колониального стиля внесла Англия в
викторианскую эпоху. В тот период колонии приносили Британии огромные
доходы. А служба в колониальных владениях становилась все более
престижным, и не менее доходным делом для молодых англичан.
Обустраиваясь там семьями, с комфортом и роскошью, на долгие годы, они
привыкали к местной экзотике, находя ее удобной для жизни в жарком и
сухом, так не похожем на туманы их родины, климате.
В
самой же Англии набирала масштабы мода на колониальную экзотику,
появились даже постройки в духе таких веяний, например, уже известный
нам королевский павильон в Брайтоне архитектора Д. Нэша. Жилые интерьеры
стремительно насыщались привезенными из-за моря предметами. Резная
индийская мебель могла соседствовать с инкрустированной марокканской, а
японские ширмы - с африканскими масками. Интерьеры традиционного
английского дома становятся эклектичными, то есть соединяющими
разнородные художественные элементы. Но постепенно, десятилетиями
уживаясь друг с другом, вещи создают некую новую гармонию, их
противоречия постепенно сглаживаются. Создается новый стиль,
«английского коттеджа». Это очень уютные интерьеры с массивной кожаной
мебелью, деревянными панелями, камином. Классический английский потолок
- из натурального дуба. Чтобы максимально использовать дневной свет,
проникающий в дома сквозь неширокие окна, стены окрашиваются в
ослепительно-желтый, ярко-красный или мягкий кремовый тона. Деревянные
полы застилаются толстыми и уютными шерстяными коврами. Непременные
атрибуты английской гостиной - мягкий шерстяной плед с клетчатым узором и
скамеечка для ног.
Жилье
украшают тяжелая, но при этом изящная, полированная мебель, фарфоровые
вазы, лампы с абажурами, фаянсовая посуда. Сочетание тканей в интерьере
английских гостиных кажется немного хаотичным, но при этом строгая
клетка прекрасно смотрится рядом с романтичным цветным узором на
гардинах, мебельной обивке. Широко используется позолота. В эпоху
позднего викторианства светлые оттенки - белого, серо-зеленого и «цвета
камня» - дополняет мебель красного дерева, а также желтая и малиновая
обивка.
Отдельного внимания
заслуживает арабский стиль, необыкновенно популярный сейчас во Франции и
Испании. Бывшие колонии, Марокко и Алжир, подарили французским
дизайнерам волшебный мир, богатый орнаментом и цветом, а период
мавританского господства в Испании сказался в постоянных декоративных
заимствованиях из пышной и изысканной культуры арабского Востока.
Традиции
«арабского» интерьера можно найти во дворцах и усадьбах XIX века не
только в Испании или Франции, но и у нас, в России. В наше время
колониальный стиль в интерьере вновь обретает популярность: в моде
эклектика, творческое совмещение подчас несовместимых предметов, но в
результате создающих оригинальное и очень декоративное оформление жилого
пространства. Впрочем, название «колониальный» условно, оно является
скорее эпитетом, нежели определением историко-художественного стиля,
прежде всего по причине его , вторичности. Сегодня колониальные элементы
декора гармонично сочетаются с современными.«Звериный стиль», о котором
мы уже говорили, - одно из первых сформировавшихся задолго до нашей эры
направлений восточного искусства. Художники, владевшие различными
способами обработки дерева, металла и кожи (чеканка, резьба, тиснение),
изображали животных, птиц и обитателей моря. Фигурки горных баранов,
оленей и львов служили талисманами, защищая людей от злых духов,
наделяя природными силами. В основе «звериного стиля» - мифы о
происхождении человека от животных, о чудесных превращениях людей в
зверей и птиц, о браках между людьми и животными. В буддийских
легендах-джатаках говорится, что Будда в своих предшествующих жизнях
пребывал в образе слона, обезьяны и других животных. Часто в образе
того или иного зверя древние мастера видели своих предков. Отголоски
«звериного стиля» до сих пор существуют в дизайне восточной мебели, а
потому присутствуют И в колониальном стиле.
Индийский
колониальный стиль в меру строг и уютен. Мебель изготавливается из тика
или ореха, практически не имеет украшений, поверхность ее гладко
шлифуется и покрывается лаком. Такой классический уклон идет от
англичан. Индийцы добавили свое: они украшают такую мебель
разнообразными решетками из дерева или металла - «джали». Решетка может
украшать дверцы или боковые поверхности шкафа. Очень удобны книжные
шкафы, представляющие собой раму с полками; иногда это шкаф с
двумя-тремя полками и ящиками внизу. В таком шкафу можно расставить не
только книги, но и фигурки животных, необычную посуду, коллекцию
фарфоровых тарелок или ракушек. Очень удобен и оригинальный узкий шкаф с
решетками «джали», им можно заполнить любое пространство в интерьере,
куда вещи стандартного размера просто не войдут. Такую мебель можно
использовать в любом интерьере, хорошо она будет смотреться и в
современной квартире. Можно подчеркнуть ее скромное изящество, повесив
на стену индийское панно из дерева, изображающее бытовые сценки
деревенской жизни, или поставив напольный канделябр из трех подсвечников
из металла с завитушками. Мебель с решетками в стиле «джали» имеет
разновидность, которая именуется «чикен» (от английского «chicken» -
курица). По своему виду она напоминает клетки, в которых торговцы возят
птицу на базар, отсюда и название. Это мебель, как правило, не
полируется, а покрывается известковым раствором, выбеливается, что
делает ее вид грубоватым и простым, как у вещи, которой часто
пользуются. Мебель в стиле «чикен» можно поставить на даче, дополнив
интерьер такими же стульями.
Очень
оригинально смотрится мебель из тика со специфической резьбой,
«рогожкой». Она имеет простые формы, не полируется и окрашивается в
разные цвета натуральными красками. В ней, с ее этническим налетом, есть
особое очарование и деревенский шик. Она будет хорошо смотреться в
сочетании с гобеленом из грубой шерсти или с народным индийским
настенным украшением, сплетенным по принципу «макраме» из волокон
тростника с бусинками, вышивкой и кистями, которое одновременно явится
оберегом для вашего дома. Только надо обязательно иметь пару. В Индии
любят четные числа, и цветы дарят тоже в четном количестве.
Интересен
индийский шкафчик, который состоит из множества маленьких ящичков,
иногда располагающихся на разных уровнях. В таких шкафчиках удобно
держать лекарства и всякую мелочь, раньше такие ящички использовали для
хранения целебных трав и снадобий. Вообще в Индии любят делать
множество всяких тумбочек, опять же с множеством ящичков, из тика,
ореха, розового дерева, самой разнообразной формы. Они могут быть
круглые, овальные, вытянутые и узкие, с открытыми боковыми полочками.
Могут быть выполнены и в раджастанской манере, то есть, окрашены в
черный цвет, расписаны вручную натуральными красками и отполированы.
Яркая роспись изображает слонов, лошадей, индийских девушек или сценки
из жизни богов - Ганеши и Кришны. Тумбочка может быть, например,
светлая, а дверцы украшены более темными фигурками двух слоников, а
также выполненная из неполированного дерева, покрашенная «под железо»; к
ящичкам крепятся железные ручки, а железные ножки тумбочки представляют
собой четыре завитушки в форме буквы «8». Любая из таких тумбочек
впишется в «колониальный» интерьер. Впрочем, как и индийские стулья:
простые неполированные с решеткой «джали» в спинке, с прямыми ножками и
простым сиденьем или изготовленные в стиле англо-индийского рококо, с
шелковым сиденьем и шелковой спинкой, обрамленной причудливой богатой
резьбой. Есть и лавочка на двух персон - полированная, на тонких
ножках, с решеткой в спинке, есть плетеные раскладные стулья.
«Плетенка»
сегодня модна во всем мире. В богатых английских коттеджах плетеные
кресла, столы, кушетки и корзины прочно обосновались еще в середине XIX
века. Действительно, плетеная мебель универсальна, пригодна не только
для тропиков, но и для относительно сурового европейского климата, ее
отличают легкость и прочность. Делается она из лиан ротанговой пальмы.
Непременными
деталями колониального интерьера являются сундуки, кожаные и плетеные
чемоданы, дорожные корзины и саквояжи, они как бы олицетворяют
«кочевую» жизнь давних своих хозяев - первых европейских поселенцев. В
более позднее время, утратив «транспортные» функции, они превратились
просто в удобное и декоративное хранилище вещей. Индийские и
марокканские сундуки изготавливаются из древесины тика, обтянутой кожей
буйвола. На кожу методом тиснения наносится оригинальный декор. Крышки
сундука украшаются бронзовыми и латунными ручками. Испано-мавританские
сундуки различных размеров, сделанные из ливанского кедра, эбенового
дерева, обтянутые верблюжьей или буйволовой кожей, инкрустированные
костью, подкрашенной хной, со вставками из латуни и меди, прекрасно
войдут в любой интерьер, привнеся в него оригинальный восточный мотив.
Ту же роль сыграют и напольные марокканские светильники, обтянутые
кожей. Предметы, происходящие из Марокко, вообще крайне интересны,
поскольку эта страна исторически аккумулировала, но при этом не
перемешала, очень разные традиции: берберскую (в основном это керамика -
лаконичная, декорированная геометрическим орнаментом),
испано-мавританскую (насыщенные деталями, украшенные инкрустацией
предметы мебели) и древнюю иудейскую (как правило, это чеканка по
металлу с типичными для этой культуры символическими изображениями). Все
эти вещи будут к месту в колониальном интерьере.
Частью
интерьера являются предметы обстановки, выполненные из бамбука. Легкие,
но прочные бамбуковые стебли идут на изготовление миниатюрных
столиков, диванов и табуретов. Особенно модными являются пятнистые сорта
бамбука. Но и мебель, полностью сделанная из бамбука, - большая
редкость. Обычно этот материал сочетают с ротанговым плетением и кожей.
Плетеные кресла и диван с бамбуковыми ножками удачно впишутся в гостиную
загородного дома или составят гармоничную композицию с цветами и
зелеными кустарниками в саду.
Между
прочим, создавая колониальный интерьер, стоит подумать об еще одной
важной его части - тропических растениях, таких как пальмы. А
разместить их лучше в емкостях из той же традиционной для этого стиля
терракоты.
Бамбук
во всех его разновидностях может быть введен в любой интерьер, тем
более колониальный. Легкий и прочный, не боящийся влаги, он идеальный
материал для самых разных изделий. Из полых стеблей бамбука изготовляют
оригинальные подсвечники, вазы и подставки для цветов, различную
кухонную утварь, веера, гребни и многое другое, да и сам по себе он
хорош как предмет декора. За изящество и красоту бамбук воспевался в
поэзии Китая. Там он стал символом долголетия, воли и стойкости перед
жизненными невзгодами. Из его стеблей, заполненных порохом, китайцы
делали фейерверки или просто клали их в костер. Считалось, что
взрывающийся с оглушительным треском бамбук распугивает злых духов.
Стебли бамбука шли также на изготовление кистей и бумаги коричневого
оттенка. Древнее китайское выражение, означающее, что человеку суждено
остаться в истории, гласит: «Его имя сохранят на бамбуке и шелке».Целый
ряд вещей усилят стилевое единство вашего «колониального» интерьера:
зеркало в резной раме, старинные английские часы, подсвечники,
статуэтки всевозможных животных - львов, обезьян, коров, медведей и,
конечно, слонов. В Индии слон - символ царской власти, способствует
долголетию, процветанию, счастью. Охраняют дом, приносят удачу
скульптуры богов. Подвешенные к потолку колокольчики отгоняют злых
духов. Скульптура чаще всего бронзовая, иногда деревянная. Наиболее
распространенные сочетания материалов - мрамор, бронза и кожа. В
интерьер можно добавить кальян, чайный серебряный сервиз. Колониальный
стиль - это и китайские предметы - столы и стулья, вазы, экраны, резные
статуэтки.
На окнах хороши
будут шторы из восточных тканей или из однотонного струящегося
золотистого шелка. В спальне подушки с геометрическим орнаментом,
полосатые и однотонные.
Спокойную
и уютную атмосферу создает такой интерьер колониального стиля:
английское бюро, на нем традиционный Ганеша из бронзового литья и два
подсвечника, внизу тумбочка с узкими ящиками, приспособленная для
хранения документов, рядом простой стул, изготовленный из старого
шпального дерева, книжный шкаф, оформленный вставками из деревянных
решеток. С другой стороны кушетка плавных форм, круглый резной стол с
серебряным сервизом и стул с круглым сиденьем и подлокотниками,
украшенный резьбой и коваными полосками. Окна задрапированы индийскими
тканями, на полу кашмирский ковер, на кушетке драпировки и подушки.
Округлые плавные линии интерьера, отсутствие углов, изысканные цвета и
узоры настраивают на душевную гармонию и располагают к отдыху. Именно
этим и характеризуется колониальный стиль, так популярный сегодня. Он
противостоит стрессам, помогает забыться, уйти от проблем в иную
атмосферу, наполненную таинственной романтикой дальних стран.
.
Отделка интерьеров и применение аксессуаров производства Pacific Green для обустройства помещений в колониальном стиле.
Австралийская
компания Пасифик Грин ( Pacific Green ), помимо уникальной,
эксклюзивной мебели из пальмового дерева предлагает и эксклюзивные
материалы для отделки стен, потолков и полов, которые удачно сочетются с
мебелью и делают интерър выдержанным в одном стиле, неповторимым и
уникальным.
Колониальный
интерьер немыслим без различных аксессуаров. Настольные лампы и
торшеры, ширмы, кашпо, рамки для картин и другие изделия из пальмового
дерева создают неповторимый колорит, тепло и уют в любом помещении,
обставленно мебелью от Pacific Green. Абажуры ламп Pacific Green изготавливает из кож, что позволяет создать особое ощущение уюта и интимности обстановки.
В
дополнение к отделке их пальмового дерева можно использовать картины,
фотографии в рамкох из кокосовой пальмы, декоративные панно, тарелки и
т.п., также изготовленные из массива кокосовой пальмы.
Очень
обогащает интерьер присутствовие тропической растительности,
например, пальм, в больших горшках, установленных в кашпо из пальмового
дерева, что создает атмосферу морской свежести, экзотики и тепла далёких
тихоокеанских стран.
По материалам сайта http://tvoydom.info/archives/294.